Произвольное деление классов на группы по разным предметам
Во многих «продвинутых» учебных заведениях большинство предметов ведется с делением класса на две группы, причем часто в обеих группах предмет ведет один и тот же учитель. Вместе весь класс собирается лишь на один-два урока в день. Отсюда проблема — расписав часы одного учителя для одной группы класса, нужно подобрать на это же время учителя по другому предмету для второй группы, а впоследствии нужно учитывать, что оба эти учителя должны будут дать те же часы в противоположных группах.
Ранее мы предлагали решать эту проблему введением в расписание новых, так называемых, «гибридных» предметов типа «ФизМат», «БиоХим» и т.д. Этот способ вполне работоспособен и сейчас, но он приемлем только когда таких делений не очень много. Если же доля предметов, для которых классы нужно делить на группы, превышает 30%, то уже сама задача правильной компоновки разных предметов с учетом методических дней и запретных часов учителей становится весьма трудоемкой и сопоставимой с самой проблемой составления расписания.
Специальный программный модуль для версии «НИКА-Люкс» весьма успешно решает эту проблему. Пользователь не должен заниматься подбором пар учителей для того или иного часа в расписании. Программа сама будет подбирать и в дальнейшем менять такие пары в соответствии со всеми введенными в исходных данных ограничениями.
Теперь предметы, которые ведутся в половине класса, помечаются в листе Предметы в столбце Группа цифрой «1» (напоминаем, что жесткое разбиение на группы задается цифрой «0»). Программа будет сама подбирать пары из учителей аналогичным образом помеченных предметов. В тарификации часы по этим предметам будут отображаться синим цветом шрифта.
Во избежание ошибок, следует помнить о том, что все часы по предметам, заданным цифрой «1», в тарификации будут считаться заданными для одной группы класса или как это часто говорится «из расчета на одного ученика». То есть подразумевается, что такое же количество часов должно быть проведено и в другой группе. Поэтому, общее количество часов по данному предмету в классе для учителя будет в два раза больше.
Если учитель, например, физики ведет часть уроков в группе (допустим, практические занятия), а часть — в целом классе (лекции), то для него нужно задать два «разных» по написанию предмета: «Физика/ПЗ» и «Физика» и расставлять часы в тарификации по двум предметам в соответствии с этим разделением.
В 2002 году у нас появился еще один вариант произвольного деления на группы. Это актуально для многих школ, так как проблема нехватки учителей информатики — это общая проблема. Суть проблемы в том, что иногда по какому-либо предмету класс нужно делить на группы, а преподаватель только один. Чаще всего это случается с предметом Информатика. Традиционно эта проблема решается поочередным спариванием «одинокого» учителя с предметниками, которые делят класс на две группы. Опять же, традиционно, в этом качестве выступают учителя иностранного языка. Ранее в программе, мы также предлагали формировать такие пары с помощью гибридных предметов, что делало процесс ввода исходных данных несколько громоздким. Теперь формирование пар учителей может происходить автоматически. Что при этом делает программа? Для учителя по предмету, который отмечен соответствующим образом, подбираются возможные варианты спаривания с учителями, которые ведут предметы с жестким делением на группы, естественно, с учетом возможности их совместной работы при наличии у каждого своих методических дней. Больше ничего делать не надо, программа все сделает сама. В руководстве эти вопросы подробно рассмотрены в разделе Разбиение классов на группы по разным предметам.