Три источника и три составные части …
(как создавалась программа)
Как все начиналось? С чего это вдруг люди, отдаленные от школы на количество лет, прошедших с их собственного выпускного вечера, решили вдруг облагодетельствовать отечественное народное образование, предложив ему панацею от одной из самых тяжелых проблем — составления расписания занятий.
Если все по порядку, то началось все, как это часто бывает, с женщины. Жена одного из авторов, придя в конце учебного года с работы, заявила супругу: «Меня хотят назначить заместителем директора. Придется заниматься расписанием. Если хочешь каждый день вовремя иметь ужин, ты должен до осени сделать мне программу». Оставаться голодным, а тем более самому осваивать кухню, супругу страшно не хотелось, поэтому он счел за меньшее зло заняться программой, тем более, что по сравнению с теми задачами, которые ранее приходилось решать на благо обороны страны, проблема упорядочения работы двух десятков учителей казалась совсем пустяковой.
Сказано-сделано, через два месяца неприхотливая программка в Exel без особого труда расставляла учителей по ячейкам с понедельника по пятницу, с первого по седьмой урок, учитывая один методдень, разбиение на две группы по иностранному языку и некоторые другие мелочи.
Новоиспеченный школьный администратор, впрочем, не торопилась демонстрировать неподдельный восторг. За это время она уже немного постажировалась у старого завуча и имела, что сказать по поводу предложенной ей халтуры. «Во-первых, А.В. у меня должен иметь два методдня. Во-вторых, что это у Р.М. три «окна» подряд, а у Г.И. на два «окна» больше, чем у Т.А. Ты не знаешь, что такое женский коллектив — они меня в один день съедят».
Пришлось посидеть еще пару недель. Затем пошло-поехало: учитель английского по утрам возит ребенка в детский сад на другом конце города — не расписывать на первые уроки, у учителя истории дома сидят две собаки — с ними нужно уже гулять когда в школе только начинается шестой урок. А приходящий математик из университета грозится уйти, если его не будут расписывать по средам на третий-четвертый, а по пятницам — на первый и последний уроки. В общем — полный дурдом. Легче было научиться готовить.
Однако, худо-бедно, менее чем за год многие проблемы удалось решить и в масштабах одной школы у дракона, который не одно десятилетие измывался над народным образованием, удалось отрубить одну голову. Остались еще головы, представляющие низкие зарплаты, нехватку учителей и т.д. Но для них должен найтись другой герой.
Таким образом, женщина оказалась первым источником и заслужила увековечения своего имени в названии программы. Но, как в прошлом веке определили классики, необходимо, как минимум, три. Второй источник, впрочем, долго искать не пришлось — он сам по себе преследует большую и далеко не худшую часть населения нашей страны последние десять лет. Имеется ввиду несоответствие между значимостью для общества выполняемой этой частью населения работы и полагающимся за это материальным вознаграждением. Посему, когда, в конце концов, в одной отдельной школе программа стала работать и давать ощутимый результат, автору в голову неизбежно пришла мысль о том, что можно воспользоваться принципом подобия и предложить свою разработку другим алчущим.
Тут оказалось, что сделанная в Exel и, соответственно, привязанная к этой операционной среде, программа, никак не годится для широкого распространения. Для этой цели требуется автономный исполняемый модуль со своими функциями хранения и ввода данных, печати результатов и так далее. Работать над этим в одиночку пришлось бы еще пару лет.
К счастью, третий источник не замедлил нарисоваться в лице старого товарища по закрытому военному учебному заведению, которого, непревзойденного программиста на C и Delphi, второй источник достал на излете века в не меньшей степени. Таким вот образом, результатом совместной работы трех источников стал программный продукт, предлагаемый в настоящее время на суровый суд пользователей.
Хотелось бы на этом закончить вводную часть, однако упрямые классики требуют обозначить составные части программного проекта под названием «НИКА». Что такого есть в программе, о чем можно говорить как о существенном отличии, новом в мире программных средств для системы образования?
В первую очередь нужно упомянуть о том, что авторы, подобно некоторым классикам-практикам, пошли своим путем и создали свои оригинальные алгоритм и интерфейс программы, которые составили материальную основу успеха проекта. Об этих первых двух составных частях подробнее можно прочитать в разделе «Чем «НИКА» отличается от других программ?».
Третья составная часть относится к категориям нематериальным, но по степени влияния на конечный результат не уступает первым двум. «Душа — то, что движет». Так сказал Анаксагор, тоже классик, только очень древний. Таким вот внутренним движителем проекта стало искреннее желание авторов помочь людям, от которых (простите за высокопарность) реально зависит будущее страны и, пожалуй, если все-таки спуститься с высот на грешную землю, наши пенсии на старости лет. Может быть, если освободить педагогов от рутинной нетворческой работы, у них останется больше времени, сил и желания на воспитание хороших президентов, министров, олигархов и т.д. грядущего столетия.
Эта третья нематериальная составляющая, между прочим, работала уже тогда, когда первые две не всегда были на высоте. В наше требующее быть прагматичным и осторожным время, когда можно быть на 100% уверенным, что разработчик, обещающий построить автоматизированный рай в вашем отдельном учреждении, исчезнет с получением первого аванса, программу «НИКА» на первых порах приобретали даже при обнаружении явных огрехов алгоритма. Тем самым, первые покупатели, кредитуя развитие проекта, обеспечили выход первой полноценной версии программы, как минимум, на полгода раньше наших реалистично просчитанных сроков. Не нужно говорить, что авторы, опасающиеся загреметь в тот круг ада, где по Данте искупают грехи «обманувшие доверившихся», честно отработали выданные им кредиты (как денежный, так и доверия) и теперь исправленные и дополненные версии программы в полной мере работают на осуществление обозначенных нами прежде высоких целей.